Около 5% малышей во всем мире рождаются с пороками развития, отсутствие компетентной акушерской и неонатальной помощи во время «сложных родов» также может приводить к состояниям, которые негативно отражаются на головном мозге ребенка и провоцируют различную патологию и особенности дальнейшего развития. Тяжелые травмы головы, серьезные психологические травмы в любом возрасте — еще одна возможная преграда для здорового развития и успешного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Современная медицина делает все возможное, чтобы помогать деткам и их родителям максимально корректировать патологию и ее последствия, адаптироваться и жить полноценной жизнью.
Международный опыт показывает, что детишкам можно помочь в очень многих случаях, для этого необходимы предельное внимание, безусловная любовь и вера родителей в успех терапии, высочайшая компетенция специалистов, занимающихся ребенком. Совместная сосредоточенная работа семьи и врачей может буквально творить чудеса.
Что такое аутизм?
Аутизм — это расстройство развития, которое возникает в детстве и проявляется качественными нарушениями в сфере коммуникации и социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению.
Нарушения социального взаимодействия проявляются в неспособности адекватно использовать контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию.
При аутизме нарушена реакция на других людей, отсутствует модуляция поведения в соответствии с социальной ситуацией. Дети не способны устанавливать взаимосвязь со сверстниками, у них отсутствуют общие интересы с другими людьми.
Аномалии в общении проявляются в форме задержки или полном отсутствии спонтанной речи, без попыток компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой. Люди, страдающие аутизмом, не могут начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого развития), для них типична повторяющаяся и стереотипная речь.
Характерно нарушение игры — у аутичных детей могут отсутствовать подражательные, ролевые игры, очень часто отсутствует символическая игра.
Стереотипное поведение проявляется в форме поглощенности однообразными и ограниченными интересами.
Характерна навязчивая привязанность к специфическим, нефункциональным поступкам или ритуалам. Очень часто имеют место повторяющиеся вычурные движения.
Для детей характерно повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации).
К расстройствам аутистического спектра также относят синдром Аспергера, который характеризуется теми же нарушениями, что и аутизм, но, в отличие от него, при синдроме Аспергера нет задержки в интеллектуальном и речевом развитии.
Примерно у 25 — 30% детей с расстройством аутистического спектра в возрасте от 15 до 24 месяцев наблюдается регресс в развитии: они перестают говорить, использовать жесты, смотреть в глаза и т. п. Утрата навыков может быть внезапной или постепенной.
В каком возрасте проявляются симптомы аутизма?
В большинстве случаев аномалии в развитии проявляются с грудного возраста, и лишь за немногими исключениями эти состояния проявляются в первые пять лет жизни. Родители обычно начинают замечать отклонения в развитии ребенка после полутора-двух лет, а диагноз в среднем ставится не раньше трех-четырех лет.
Возможные симптомы аутизма у детей до двух лет:
- Задержка речевого развития: дети начинают использовать слова позже, чем их типично развивающиеся сверстники.
- Отсутствие реакции на имя: создается впечатление, что ребенок плохо слышит. При этом, не реагируя на обращенную речь, он обращает внимание на неречевые звуки (скрип двери, шуршание бумаги и т. п.).
- Отсутствие социальной улыбки: уже в первые месяцы жизни типично развивающийся младенец улыбается в ответ на улыбку и вокализацию близких взрослых.
- Отсутствие или дефицит чередующихся вокализаций между взрослым и ребенком: при типичном развитии в возрасте примерно 6 месяцев ребенок замолкает и слушает взрослого, который начинает разговаривать с ним. Аутичные дети обычно продолжают издавать звуки, не обращая внимания на речь взрослого.
- Ребёнок не узнает голос матери или других близких: не обращает внимания на речь (собственное имя), при том, что реагирует на другие звуки.
- Отсутствие способности следить за взглядом другого человека: примерно с 8 месяцев ребенок начинает следить за взглядом взрослого и смотреть в том же направлении.
- Отсутствие способности следить за жестом другого человека: при типичном развитии эта способность появляется примерно в возрасте 10 — 12 месяцев. Ребенок смотрит в ту сторону, куда указывает взрослый, и затем переводит взгляд на него.
- Ребёнок не использует указательный жест: типично развивающиеся дети начинают использовать указательный жест для того чтобы попросить что-либо или просто привлечь внимание взрослого к чему-то интересному в конце первого года жизни.
- Ребёнок не показывает предметы другим людям: маленькие дети в конце первого года приносят и дают игрушки или другие предметы близким взрослым. Они делают это не только для того, чтобы им помогли, например, завести машинку или надуть шарик, а просто так, чтобы доставить взрослому удовольствие.
- Ребёнок не смотрит на других: типично развивающиеся дети внимательно смотрят на людей во время общения и просто наблюдают за тем, что делают другие.
Что делать, если Вы обнаружили у своего ребенка особенности поведения, перечисленные выше?
Обратится к центр «Особый ребенок» как можно быстрее. Опытный специалист досконально обследует ребенка, его реакции, внимательно проанализирует симптомы, тревожащие родителей, после чего будет создана индивидуальная программа терапии, необходимая именно для вашего ребенка.
Абсолютные показания для немедленного обращения к специалисту:
- Отсутствие лепета или указательного жеста или других жестов к 12 месяцам.
- Отсутствие единичных слов к 16 месяцам.
- Отсутствие спонтанных (не эхолаличных) предложений из 2-х слов к 24 месяцам.
- Потеря речи или других социальных навыков в любом возрасте.
Ранняя интенсивная компетентная помощь позволяет добиваться потрясающих результатов, поскольку дает возможность предотвратить многие проявления аутизма, которые возникают позже. Вы можете помочь своему ребенку жить полноценной жизнью, успешно взаимодействовать с окружающим миром и быть счастливым востребованным человеком в будущем.
Если вам необходима помощь — не откладывайте обращение к специалистам центра «Особый ребенок», вместе мы справимся с самой сложной ситуацией и возродим будущее вашей семьи.
- Возможные симптомы аутизма у детей до двух лет
- Абсолютные показания для немедленного обращения к специалисту