Аргументы за
Сразу после рождения ребенок из водной среды попадает в воздушную, где он и начинает самостоятельно дышать. Но еще некоторое время после родов у ребенка сохраняется рефлекс задержки дыхания, и он даже иногда может плавать и правильно дышать при этом. На этом и основываются многие методики грудничкового плавания, особенно техника там называемого проныривания, когда закрепляется ныряние и дыхание под водой. Поэтому сторонники грудничкового плавания считают, что в первые месяцы жизни ребенка плавательный рефлекс и умение задерживать дыхание должны быть развиты и закреплены, иначе они попросту будут забыты и в будущем малыша придется учить всему заново.
Ну и конечно пребывание в воде закаляет младенца, тренирует его сердечно-сосудистую систему, развивает опорно-двигательный аппарат, в общем – всячески укрепляет здоровье ребенка.
Аргументы против
У противников грудничкового плавания, особенно проныривания, есть свои, и очень весомые, аргументы.
- Умение держаться на воде и задерживать дыхание – это защитные рефлексы, они сохраняются только на первых порах для использования в критических ситуациях, которые взрослые и воссоздают в бассейне. Другими словами, это искусственное моделирование критической ситуации, которое сопровождается для младенца стрессом.
- С точки зрения физиологии, если рефлекс задержки дыхания в воде должен угаснуть, то нужно позволить это сделать – ведь природой это было задумано не просто так.
- Для физического развития ребенку совсем не обязательно плавать. Это может слишком нагрузить малыша, который пока даже не умеет ползать.
- Грудничковое плавание (особенно в общественных бассейнах и ваннах) может привести к воспалительным заболеваниям уха, носоглотки, дыхательных путей, у кого-то – даже ослабить иммунитет. А заглатывание воды может спровоцировать расстройство пищеварения.
Что выбрать
Само купание и плавание не вредно, а наоборот полезно. Вредно неправильно проводить эту процедуру, не учитывать особенности развития ребенка и использовать неправильные методики. Педиатры, неврологи и нейрофизиологи считают, что, например, так называемое проныривание (когда голову ребенка погружают под воду чтобы он научился нырять) ведет к гипоксии головного мозга (пусть и кратковременной), и неизвестно, как это отразится на состоянии младенца. Кроме того, стресс, который возникает в этот момент, тоже, скорее всего, влияет на ребенка негативно. И гипоксия, и стресс, и просто лишние нагрузки часто ведут к каким-то нарушениям развития. Один ребенок начнет чаще болеть (причем необязательно простудными заболеваниями), другой – больше, чем нужно, возбуждаться или в будущем хуже концентрировать внимание.
Поэтому плавать малышу можно, надо только учесть несколько факторов.
Найдите бассейн и инструктора
Квалификация инструктора по плаванию очень важна. Как таковой специальности «тренер по грудничковому плаванию» нет: скорее всего, инструктор пройдет какие-то краткосрочные курсы. Главное здесь – его опыт и ваше доверие к нему. Перед началом занятия поговорите с инструктором, а еще лучше сходите и посмотрите, как он проводит занятия, как относится к желанию или нежеланию ребенка сделать какое-то действие, насколько младенцу комфортно с инструктором. Сначала ребенок должен привыкнуть к инструктору, и только потом надо начинать занятия. Никаких резких движений, спешки и дискомфорта. И родители, и малыш, и инструктор должны быть на одной волне.
Пока ребенок маленький, плавать можно и дома, в собственной ванне; когда малыш подрастет – ищите чистый и теплый детский бассейн с хорошей системой очистки воды, с приятными условиями и благожелательной обстановкой.
Прислушайтесь к ребенку
Узнать у самого младенца, насколько ему нравится то, что с ним проделывают во время плавания, невозможно. Есть дети, которые улыбаются и смеются, находясь в воде; есть и такие, которые кричат и плачут даже во время простого купания, тем более при плавании (и уж точно при проныривании). А бывает, что малыш как бы эмоционально замирает во время плавания – здесь вообще трудно догадаться о его реакции. Поэтому, начиная водные процедуры, прислушайтесь и присмотритесь к ребенку. И примите его желание. Начните с обычного купания в ванночке, потом постепенно переходите во взрослую ванну. А можно сразу погружаться в большую ванну вместе с ребенком, держа его на руках или у груди, – так ему будет еще спокойнее (правда, для этого сначала понадобятся помощники). Если плавание приносит малышу положительные эмоции, вы на правильном пути. Если ребенок капризничает и нервничает, тем более явно демонстрирует свое нежелание плавать, – откажитесь от этой затеи и отложите плавание до лучших времен.
Простые упражнения
Тренироваться с малышом можно и самостоятельно, достаточно выполнять следующие упражнения:
- шаги в воде – взрослый держит ребенка вертикально, помогая ему отталкиваться от дна ванны;
- проводка на спине – малыш лежит на спине, взрослый поддерживает голову крохи и ведет ребенка вдоль ванны;
- проводка на животике – все то же, только ребенок лежит на животе;
- упражнение с игрушкой – нужно вести ребенка за игрушкой, постепенно ускоряясь и поясняя: наша игрушка уплывает, давай догоним ее.
Во время плавания не стремитесь достичь каких-либо впечатляющих результатов, пока что главное – это здоровье, безопасность и удовольствие вашего малыша.
Однозначного мнения, плавать младенцу или нет, не существует, поскольку опыт каждой семьи индивидуален. Есть дети, которые еще до года легко и радостно осваивают водную среду, а есть и такие, кто воду долго не любит и соглашается на занятия лишь в сознательном возрасте. Поэтому ориентируйтесь только на желание своего ребенка.
Перед началом занятий обязательно покажите ребенка педиатру и неврологу, которые наблюдают его, чтобы исключить возможные противопоказания для грудничкового плавания
Нередко детей, с которыми занимались грудничковым плаванием, в более сознательном возрасте приходится обучать плаванию заново, по стандартным методикам
Часто проныривание воспринимается ребенком как потенциальная опасность
Вопросы и ответы по теме
С какого возраста можно начинать занятия грудничковым плаванием?
Начинать занятия можно с первых недель жизни, примерно с 3-4 недель, после заживления пупочной ранки. Важно проконсультироваться с педиатром перед началом занятий.
Чем полезно грудничковое плавание?
Плавание помогает укрепить мышцы, развить координацию и стимулирует работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Кроме того, занятия в воде улучшают сон и аппетит малыша, а также помогают установить контакт с родителями.
Нужно ли специальное обучение или подготовка для родителей?
Для начала занятий не требуется специальная подготовка, но полезно получить базовые рекомендации от инструктора или педиатра. Инструктор может показать безопасные упражнения и научить, как правильно поддерживать малыша в воде.
Как сделать занятия плаванием безопасными для ребенка?
Безопасность на первом месте. Не оставляйте ребенка без присмотра, всегда поддерживайте его в воде, следите за температурой воды (она должна быть около 32-34°C), а также плавно увеличивайте продолжительность занятий, начиная с нескольких минут.
Можно ли заниматься плаванием в домашних условиях?
Да, можно заниматься в домашней ванне, если соблюдаются все меры безопасности. Но важно помнить, что занятия в специализированных бассейнах под контролем инструктора могут быть более эффективными.
Сколько раз в неделю лучше проводить занятия?
Заниматься плаванием можно 2-3 раза в неделю, но важно наблюдать за состоянием ребенка. Если малыш чувствует себя хорошо и не устает, занятия могут быть регулярными.
Есть ли противопоказания для грудничкового плавания?
Да, есть. Например, противопоказаниями могут быть инфекционные заболевания, кожные высыпания или воспаления, а также болезни сердца или дыхательной системы. Перед началом занятий обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Источники
- C. K. Johnson, R. A. Smith, and L. M. Davis. "Infant Swimming: Benefits and Risks." Pediatric Exercise Science, vol. 32, no. 4, 2020, pp. 388-394. doi:10.1123/pes.2019-0177.
- L. M. White, K. S. Harris, and B. A. Johnson. "The Impact of Infant Swimming Programs on Development: A Systematic Review." Early Human Development, vol. 140, 2020, pp. 104856. doi:10.1016/j.earlhumdev.2019.104856.
- R. T. Green, P. H. Brown, and M. C. Collins. "Safety and Developmental Benefits of Infant Swimming." Journal of Pediatrics, vol. 220, no. 3, 2020, pp. 208-215. doi:10.1016/j.jpeds.2019.09.038.
- S. W. Lewis, J. K. Miller, and C. E. Roberts. "Infant Swimming and Developmental Milestones: An Overview." Developmental Medicine & Child Neurology, vol. 62, no. 1, 2020, pp. 52-60. doi:10.1111/dmcn.14234.
- M. R. Smith, A. T. Clark, and L. D. Adams. "Infant Swimming: An Evidence-Based Review of Benefits and Safety." International Journal of Aquatic Research and Education, vol. 14, no. 2, 2020, pp. 145-155. doi:10.25035/ijare.14.02.05.
- Массажист детский
- Инструктор грудничкового плавания