Психосексуальное развитие в детском и подростковом возрасте - статьи от специалистов клиники «Мать и дитя»
Запись на прием через мобильное приложение

Психосексуальное развитие в детском и подростковом возрасте

Трифонова Евгения Эдуардовна
Автор статьи
Психолог детский, Перинатальный психолог, Клинический психолог
Клинический госпиталь MD GROUP на Севастопольском
Обновлено: 03.08.2023
Кол-во просмотров: 9551

В процессе психосексуального развития человека происходит знакомство с собственным телом и формирование отношения к нему, понимание своих и чужих телесных и психологических границ, своих чувств, а также способность сопереживать другим. Эти внутренние состояния приобретаются не во время первого сексуального контакта, а задолго до него. Главные люди, с которыми ребенок учится осознавать себя, свое тело и различать свои чувства – родители. Они берут малыша на руки, трогают, ухаживают за его телом, и через эмоционально окрашенную речь, прикосновения дают «обратную связь». Какое оно, мое тело? Каковы его физические границы и какие чувства оно вызывает у других? Улыбка мамы, ласковые слова, внимательные прикосновения - эти отклики родителей очень важны для формирования как образа тела, так и в целом впечатления о себе и базового доверия к миру. Благодаря этому доверию впоследствии ребенок сможет строить отношения с другими людьми. Именно поэтому, развитие сексуальности я буду рассматривать не только как физическую зрелость для сексуального контакта, но как психологическую зрелость и способность поддерживать эмоциональную связь на основе доверия.

Через психофизиологические изменения подросток по-новому ощущает и маркирует накопленные знания о себе и начинает отдаляться от родителей чтобы найти других людей и с ними выстроить личные отношения. Формирование сексуальности и сексуального влечения проходит платоническую, эротическую и в последнюю очередь сексуальную стадию.   Родители как объекты любви отодвигаются на второй план, но от этого не становятся менее важны.

Первая, еще детская влюбленность случается в период с 7 до 12 лет и является платонической стадией становления сексуальности. Она может случиться и раньше, например, в детском саду. Характеризуется эмоциональной привязанностью, увлеченностью другим, которая подчас остается больше мечтами и фантазиями, чем реальными отношениями. Ребенок, в отличии от взрослых, убежден в уникальности своего переживания. Стремится как-то привлечь внимание объекта влюбленности. Иногда, это записки, рисунки, совместные игры, а иногда эта задача решается и через негативные способы привлечения внимания. Бывает, что влюбленному достаточно наблюдать за объектом своей любви издалека. Стремления к сексуальным отношениям нет, часто объект любви недоступен во всех смыслах: любимый герой аниме, певец, артист.

К возрасту 12 лет платоническая стадия может выражаться кроме всего и эротическими фантазиями, и все же на этом этапе стремление к физическому контакту проявляется слабо. Актуально стоит задача: нравиться, получать отклик о себе от других. Не менее важно умение знакомиться и поддерживать общение. Именно поэтому, ребенку самому очень важно быть объектом признания, искренней похвалы от родителей. Не надо обесценивать чувства маленького влюбленного.

Родителям на заметку: обратите внимание как вы отзываетесь о теле ребенка, о его способностях, умениях? Подчеркиваете ли недостатки? Можно ли вам рассказать о том, что беспокоит, не нравится? Разделяете ли вы переживания своего ребенка или отмахиваетесь – «Да, все у тебя нормально, не придумывай».

Эротическая стадия приходится на возраст от 12 до 16 лет и предполагает уже устойчивый интерес к взаимоотношению полов.

На этом этапе происходит естественное развитие сексуального влечения, интереса и самосознания. Фантазии наполнены эротизмом. Первые свидания и желание прикосновений, объятий и поцелуев происходит на этой стадии. Продолжает формироваться отношение к своему телу и внешности. Подростки начинают искать свою собственную индивидуальность и выражать свою сексуальность через поведение, одежду, речь и отношения с другими людьми. В связи с этим возможны эксперименты в виде желания окрасить волосы в яркий цвет, оригинально подстричься, отличительно одеться и так далее. И мальчикам и девочкам очень важно подтверждать, что они привлекательные и могут нравиться. В связи с этим, чем больше тепла и принятия ребенок получает в родительской семье, тем меньше вероятности вступления в ранние половые отношения из желания быть принятым, нравиться и получать подтверждение своей привлекательности.

На этой стадии подростки с удовольствием обмениваются впечатлениями о первых свиданиях, новых ощущениях от своего тела. Обсуждение нового опыта происходит не только между собой, но и с теми взрослыми, которым они доверяют. Существует противоречие, между потребностью подростков в информации и способностью взрослых с ними об этом говорить. Подростку очень важно слышать, что те изменения и ощущения в теле, которые он начинает соотносить с сексуальностью абсолютно нормальны и происходят в этом возрасте у всех. Хорошо, что он об этом размышляет и приходит обсудить свои переживания к вам. Важно давать умеренную реакцию без излишней радости или отрицания. Некоторые родители могут воспринимать проявления сексуальности подростков как неприемлемые или быть очень встревожены изменениями в своем ребенке. Растерянность родителей может оборачиваться игнорированием проявлений сексуальности как таковой. Это может создать недостаток информации и поддержки, а также привести к неправильным представлениям о сексуальности.

Ориентация на других подростков как носителей информации и лидеров мнения достаточно сильна в этом возрасте и может приводить к необдуманным решениям. Часто подростки, как мальчики, так и девочки, самоутверждаются друг перед другом, рассказывая об отношениях, которых у них нет и подталкивая тем самым других «быть не хуже».

Сексуальная стадия приходится на возраст 16-20 лет. Гормональный всплеск в самом разгаре. Многие юноши испытывают желание завершить свои фантазии в сексуальном контакте, а девушки чаще испытывают страх перед первым половым актом. Тем не менее, и те и другие именно в этом возрасте могут иметь первый сексуальный опыт или попытку реализовывать свои эротические мечты наяву во взаимных ласках. Сексуальное влечение в этом возрасте как правило оформлено к конкретному человеку, к которому есть интерес, чувства.

Физическая способность вступать в сексуальные контакты может сочетаться с эмоциональной незрелостью для взрослых отношений. Как ни странно, при доступности информации подростки бывают совершенно не подготовлены и, таким образом, не защищены от половых инфекций и нежелательной беременности.

Процесс сепарации (отделения) от родителей продолжается и подростки, иногда, ревностно охраняют свое право молчать о том, что происходит в их личной жизни. Постоянная критика и попытки жестко контролировать общение со сверстниками приводит к тому, что дети начинают скрывать все, что может быть с их точки зрения истолковано родителями не в их пользу.

Не критикуйте сразу выбор подруги или друга, лучше спросите и внимательно выслушайте ответ. Вопросы: Что эти отношения для тебя значат? Чем тебе понравилась эта девочка или этот мальчик? Отвечая, подросток сам будет лучше осознавать свой выбор и будет приходить к вам снова, в безопасное пространство, где можно говорить о том, что чувствуешь.

Важно, чтобы родительский контроль не мешал построению самостоятельности и ответственности за себя, но при возникновении вопросов подросток знал, что он всегда может прийти именно к вам за помощью.

По исследованиям одной из причин раннего начала сексуальной жизни является сочетание дистанцированного стиля общения с родителями и жестких правил поведения и установок в родительской семье.

Это не значит, что правил быть не должно. Отнюдь, подростку очень важно иметь четкие ориентиры в этот бурный период. Каждая семья имеет свои уникальные особенности, традиции, религиозные взгляды, культурные особенности и отсюда могу вытекать определенные правила, которые можно назвать и ценностями семьи в целом. Так вот, эти правила должны быть прежде всего понятны и четко сформулированы. Пусть их будет немного, и они будут вполне исполнимы. В основном, конечно, они должны касаться безопасности как физической, так и эмоциональной. Было бы замечательно, если бы ваш подросток узнал от вас, почему так важно их соблюдение.

У каждой женщины и у каждого мужчины за плечами свой подростковый опыт. Он может быть разным, благополучным и не очень. Наши дети-подростки проходят те же этапы, что и мы когда-то. В них мы можем видеть свои нерешенные проблемы этого возраста. И это влияет, в том числе, на уровень родительской тревоги в период активного сексуального развития детей, и вызывает шквал тревожных мыслей.

Подростки чувствуют тревогу родителей, и она их дезориентирует. Они и сами достаточно тревожны. Постоянно, сравнивают себя с другими. Отмечают и фиксируют свои недостатки. На тревожные заявления и выпады родителей реагируют несогласием, а чаще- протестом. Это самый легкий способ защититься от родительской тревоги.

В этом месте родители и дети теряют контакт друг с другом. И в этом же месте родители теряют возможность подсказать и уберечь своего сына или дочь от поступков и решений, которые действительно могут быть небезопасны для них.

Не устаю повторять: «Поддержание теплых отношений с ребенком, в которых для него есть место и возможность делиться своими открытиями в отношении себя самого, а также способность родителей оставаться стабильными и справляться со своей тревогой – главная задача для семьи в этот период».

Записаться на приём
к доктору - Трифонова Евгения Эдуардовна

Нажимая на кнопку отправить, я даю согласие на обработку персональных данных

В целях улучшения работы сайт использует cookie.

Продолжая пользоваться сайтом, вы выражаете свое согласие на обработку ваших статистических данных с использованием метрических программ.

В случае отказа вы можете отключить сохранение cookie в настройках вашего браузера или прекратить использование сайта.